Леонид Гайдай создавал фильмы, за просмотром которых хохотала вся страна. При этом сам режиссер слыл человеком серьезным, неулыбчивым, а то и просто скучным. Так ли было на самом деле? И в чем секрет невероятной популярности картин мэтра? Как ни парадоксально, гайдаевский путь в комедию начинался с драм. Первым фильмом вгиковского выпускника-отличника, сталинского стипендиата была картина Долгий путь - про политических ссыльных царских времен. Фильм посмотрел Михаил Ромм и неожиданно выдал: Вам бы, батенька, комедии снимать. Но снимать комедии Гайдай не собирался! Он и режиссером быть не хотел - только актером. Вот только на актерский во ВГИК его не взяли, а на режиссерский приняли - фронтовик все-таки. Получив наставление Ромма снимать комедии, Гайдай мрачно и обреченно отправился к руководству Мосфильма за новым сценарием. Директор Мосфильма, всемогущий Иван Пырьев, что-то разглядел в молодом неулыбчивом человеке и рискнул - вручил сценарий Жених с того света. Было удивительно, но на съемках Гайдай почувствовал себя как рыба в воде. У 34-летнего режиссера все получалось чуть ли не с первого дубля! Леонид был уверен, что эту высоту он взял, поэтому можно заняться чем-то серьезным. Оставалось всего ничего - представить картину худсовету студии. И тут грянул гром... Что же случилось? Узнаете из документального фильма. Второй картиной молодого режиссера стал Трижды воскресший. Но ее никто и не заметил. Пережить разочарование помогала жена Нина Павловна. Она вообще была его главной путеводной звездой на протяжении всей жизни. Они познакомились еще во ВГИКе. Нина Гребешкова училась на актерском и была невероятно хороша собой. Будучи талантливой актрисой, тем не менее, она посвятила жизнь мужу, занималась хозяйственными делами. И она же была его первым критиком и советчиком. Именно Нине Павловне Гайдай показал фельетон про трех браконьеров, который ему так понравился. С ее одобрения он немедленно сел писать сценарий, которому дал подчеркнуто легкомысленное название Пес Барбос и необычный кросс - чтобы худсовет не придрался. Так начался звездный путь Гайдая-комедиографа. В 1961 году Пса Барбоса... номинировали на Золотую пальмовую ветвь в Каннах как лучший короткометражный фильм. И Гайдай, наконец, поверил в себя. Своим дальнейшим успехом Леонид Иович во многом обязан сценаристам Морису Слободскому и Якову Костюковскому, вместе с которыми он написал сценарии Операция Ы и другие приключения Шурика, Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика, Бриллиантовая рука. Вместе с ними же держал оборону перед худсоветом. Так, во время утверждения Кавказской пленницы их вызвали в Госкино, и самый высокий киноначальник обрушился на них за насмешки над советским чиновником, фразы типа в соседнем ауле жених украл члена партии. В тот раз вмешался случай в лице Леонида Брежнева. Он попросил какую-нибудь свеженькую комедию - посмотреть на выходных. И Брежневу отвезли Кавказскую пленницу. Леонид Ильич хохотал, был в полном восторге. Это картину и спасло. Следующим громким успехом режиссера стала комедия Бриллиантовая рука. Хотя работа над ней была непростой. Например, Гайдай заставил оператора учиться плавать с аквалангом, чтобы самому отснять подводные сцены. Немало проблем возникло и с, казалось бы, такой простой вещью, как костюм для героя Леонида Каневского. Вот как об этом в документальном фильме рассказывает сам Леонид Семенович: - Прилетаю в Баку, меряю костюм и понимаю, что он на мне не сидит. Выхожу и говорю Леониду Иовичу: Посмотрите: не то! Он согласился. И вот в очередной раз выхожу, уже с голым торсом, на площадку и жалуюсь, что ничего не можем подобрать. Он говорит: Стоп-стоп-стоп! Это что за костюмчик? Кто тебе его справил? Я отвечаю: Это не костюм, это я сам... - Вот в нем и будешь сниматься!. Бриллиантовую руку худсовет принял прохладно: Миронов кривляется, Никулин мог бы сыграть и поострее, Светличная слишком соблазнительна... Зато зрителям фильм очень понравился. А Гайдай после очередного фантастического триумфа решил взяться за старое - надумал снять серьезное кино. И выбор пал на Бег по Булгакову. Почему же не сложилось с Булгаковым? Из-за чего Гайдай рассорился со Слободским и Костюковским? Следующим соавтором мэтра стал Владлен Бахнов. Вместе они написали 12 стульев, Иван Васильевич меняет профессию, Не может быть!. И эти фильмы стали последними триумфальными для режиссера. Что же с ним случилось дальше? Почему чиновники разнесли в пух и прах его картину Инкогнито из Петербурга? Как Гайдай перенес провал фильма? В чем Леонид Иович неожиданно признался Дмитрию Харатьяну? Об этом и многом другом в фильме расскажут композитор Александр Зацепин, режиссер Карен Шахназаров, актеры Леонид Каневский, Дмитрий Харатьян, Сергей Мигицко, киновед Сергей Капков.
Кадры и Фото
Кадр 1 из Леонид Гайдай. Человек, который не смеялся----
Следующие трансляции на ТВ
Фильм Леонид Гайдай. Человек, который не смеялся на ближайшей неделе не транслируется на тв |
ВИДЕО: Леонид Гайдай. Человек, который не смеялся
|
,,Человек который не смеялсяЛеонид Гайдай.
|
|
Звёздный путь Леонида Гайдая. Почему режиссер не хотел снимать комедии?
|
|
«Люди так тяжело живут, пусть хоть посмеются» – гений комедии Леонид Гайдай. От смешного до великого
|
|
Леонид Гайдай. Человек - талант! #гайдай #советскиефильмы
|
|
Леонид Гайдай. Маршал советской комедии
|
|
|