Онлайн-кинотеатры: основные принципы работы
В последние годы онлайн-кинотеатры приобрели широкую популярность. Они представляют собой интернет-сервисы, с помощью которых пользователи могут смотреть сериалы и фильмы на любых устройствах, имеющих выход во всемирную паутину.
Главные игроки
Ведущие позиции в западных странах занимают онлайн-кинотеатры Netflix, HBO, Amazon Prime Video, Hulu. Российские синефилы могут увидеть новинки русских сериалов на rosserial.vip, а также в онлайн-кинотеатрах Okko, IVI, Кинопоиск, MEGOGO и TVzavr. Отдельное место в этом ряду занимает «Амедиатека», выкупающая контент у иностранных каналов.
Как и во многих других отраслях, рынок онлайн-кинотеатров пришел в Россию из-за границы. Но если на Западе этот сегмент формировался на базе деятельности телекоммуникационных компаний или на основе рынка проката видеокассет и DVD-дисков (так, например, возник стриминговый сервис Netflix), то в России он зародился посредством возникновения нескольких независимых участников. В дальнейшем эти участники выразили желание сотрудничать с крупными телекоммуникационными операторами.
Действующие бизнес-модели
Онлайн-кинотеатры зарабатывают деньги с использованием четырех способов, включая следующие:
- Advertising Video on Demand (AVoD) – предоставление пользователям возможности смотреть контент бесплатно за счет демонстрации большого объема рекламы во время показа фильмов и сериалов.
- Subscription Video on Demand (SVoD) – оказание платных услуг для подписчиков. Пользователь вносит деньги за подписку на определенный период и получает возможность смотреть весь входящий в нее контент.
- Transactional Video on Demand (TVoD) – пользователь арендует контент на некоторое число просмотров или на некоторый отрезок времени.
- Electronic Sell-Through (EST) – приобретение контента для просмотра без всяких ограничений по числу просмотров или времени.
Наибольшее распространение к настоящему моменту получили первые две бизнес-модели. Но многие специалисты прогнозируют полную победу SVoD через пять лет. В пользу данного прогноза говорит разрекламированность выгодных для подписчиков предложений от различных онлайн-кинотеатров. Кроме того, использующие эту бизнес-модель игроки рынка наладили тесное партнерство с телекоммуникационными операторами и изготовителями телевизоров, зачастую в качестве бонуса предлагающими покупателям их продуктов в течение месяца бесплатно пользоваться подпиской.
Будущее офлайн-кинотеатров
Эпоха видеомагнитофонов и DVD-плееров миновала, и вместо них подавляющее большинство кинолюбителей пользуются стриминговыми сервисами. Однако многие зрители по-прежнему предпочитают ходить в обычные кинотеатры, и эксперты не видят причин для изменения этой ситуации. Аргументы в пользу сохранения офлайн-кинотеатров таковы:
- Онлайн- и офлайн-кинотеатры занимают разные рыночные ниши. Посещение офлайн-кинотеатра представляет собой своеобразный выход в свет, нередко большой компанией. Использование онлайн-кинотеатров является альтернативой обычному телевидению, к которому многие люди привыкли за предыдущие десятилетия.
- Онлайн-кинотеатры, несмотря на новейшие технологии, не способны обеспечить столь сильного погружения в события на экране, как офлайн-кинотеатры.
- Офлайн-кинотеатры зарабатывают больше прибыли. Если сопоставить количество зрителей, то в онлайн-кинотеатрах успехом считается просмотр релиза аудиторией в 100 тыс. человек, тогда как в офлайн-кинотеатрах для сбора значимой кассы фильмом необходимо как минимум 2,5 млн человек. Хотя число людей, готовых тратить деньги на контент в онлайне, постепенно увеличивается, основная масса зрителей дожидается бесплатного показа по модели AVoD либо пользуется пиратскими интернет-ресурсами.
Советуем почитать: Куда вложить деньги или почему вкладываться в акции выгоднее, чем в квартиры