Фильм посвящен 90-летию со дня рождения любимого артиста. Когда в 60 лет Евгений Евстигнеев женился в третий раз, никто не поверил, что это всерьез. В театральной тусовке крутили пальцем у виска, но оказалось - любовь его спасла. Она появилась в жизни актера в самый драматический момент. Эту красивую девушку из Минска он впервые увидел в стенах Школы-студии, где был приходящим педагогом. Они с Ириной Цывиной долго прятали свои чувства, но в какой-то момент Евгений Александрович позволил себе быть свободным. От чужого мнения, от навязанных стандартов. Еще в молодости актер был записан в некрасавцы. Поэтому и глубокие драматические роли ему не предлагали. Разве мог так выглядеть настоящий герой? А уж его раннюю лысину обыгрывали по полной! Никто тогда не знал, что Евстигнеев уже имел успех на сцене: после окончания Горьковского театрального училища, он три года служил во Владимирском театре, и публика начала ходить специально на него. На сцену его привела любовь к джазу. Рассказывают, что педагоги училища случайно увидели в кинотеатре, как парень с рабочей окраины перед сеансом стучал на барабане. Но уже после училища уже настолько вошел во вкус, то захотел стать артистом МХАТа, куда попасть можно было только через Школу-студию. И в 28 лет актер снова стал школяром. Его долго воспринимали как комического персонажа. Поэтому когда он женился на Гале Волчек, в школе-студии живо обсуждали этот мезальянс. Да и папа Галины - известный кинооператор Борис Волчек, был поначалу против такого союза. Молодые долго скитались по чужим квартирам, ночевали даже на вокзале. Но бытовые трудности воспринимали с юмором - ведь их главным домом был театр Современник, который они сами и создавали с Олегом Ефремовым. Но что-то в семейной жизни пошло не так. И однажды Волчек узнала, что у мужа роман на стороне… Внимание Евстигнеева привлекла хрупкая, похожая на итальянскую кинозвезду, Лилия Журкина. Она пришла в труппу Современника в 1962 году. Между Евстигнеевым и молодой актрисой возникло чувство, да такое, что им пришлось оставить прежние семьи, а Журкиной еще и сразу уйти из театра. Красавицей-женой Евгений Александрович гордился, свои редкие выходные он проводил только вместе с ней. А в 1968 родилась дочь Маша, которую отец обожал… Его карьера шла в гору: появилась вторая после Голого короля коронная роль - Сатина из спектакля На дне. Любимцем же всей страны актер стал, сыграв начальника пионерского лагеря Дынина в комедии Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен! Не удивительно, что он привлек внимание Эльдара Рязанова - мастера лирической комедии. Режиссер снимет актера в четырех фильмах, и всякий раз для Евстигнеева эта работа будет праздником. Даже если съемки шли в лютый мороз. Вот как о Зигзаге удачи вспоминает в документальном фильме Ирина Скобцева: - Холодрыга была страшная. Бурков говорит: Мы замерзнем, у всех носы будут синие. Мы должны поправлять здоровье - по рублю в шапку! И кто-нибудь бежал за горячительным. Правда, в какой-то момент актеры так увлеклись, что режиссер пригрозил написать докладные в их театры. А Евстигнеева однажды упрекнул в том, что не смог выбрать у того ни одного трезвого дубля. А вот у жены Евгения Александровича карьера не задалась. Лилия, в основном сидела дома. Из театра она ушла, в кино почти не приглашали, надежды устроить творческую судьбу таяли на глазах. На фоне постоянных переживаний у Журкиной начались проблемы со здоровьем, а стресс она заглушала таблетками и алкоголем. А в самом Современнике тем временем назревал раскол. Олег Ефремов в 1970-м году возглавил МХАТ и позвал с собой часть труппы. Вспоминает Валентин Гафт: - Случилось то, чего никто не ожидал. Женя ушел в самый неожиданный момент. Он больше всего защищал Современник, и говорил, что никогда не уйдет. И это был капкан. Что же побудило Евгения Евстигнеева совершить этот шаг? Личная ситуация? Старая дружба с Олегом Ефремовым? Из-за чего в то время он больше всего страдал? В 70-80-е годы актер сыграл несколько ролей, которые позже назовут хрестоматийными. Но сыграть, например, Короля Лира ни в кино, ни в театре Евстигнееву не предлагали. Однажды ему прислали почитать сценарий фильма Зимний вечер в Гаграх. В этот образ он вложил, кажется, всю свою боль, и чувство одиночества, и растерянность от вдруг возникшего отдаления любимой дочери. Фильм был снят в 1985 году. За год до этого умерла мама, которую Евстигнеев нежно любил. В 86-м не стало Лилии Журкиной. Евгений Александрович слег со вторым инфарктом. И тут судьба послала ему спасение. Это было впервые: молодая женщина окружила его почти материнской заботой. Он снова почувствовал вкус к жизни, с удовольствием стал носить модные обновки, радовался гостям. И именно Ирина уговорила мужа сыграть, возможно, лучшую роль - профессора Преображенского в Собачьем сердце. Но как раз накануне съемок состоялся его тяжелый разговор с Ефремовым и последующий уход из МХАТа. Почему Ефремов неожиданно жестко обошелся со старым другом? А может роковую фразу Олег Николаевич просто бросил в сердцах? Смог ли Евгений Александрович простить друга? …Он ушел как-то внезапно, и это стало для многих шоком. Говорили, что его убила собственная впечатлительность: перед операцией на сердце, хирург рассказал актеру обо всех рисках. И Евстигнеев мысленно проиграл сцену своей смерти - достоверно, как умел. Он был мужчиной. И до конца оставался сильным и очень светлым человеком
ВИДЕО: Евгений Евстигнеев. Мужчины не плачут
|
Евгений Евстигнеев. Мужчины не плачут | Центральное телевидение
|
|
Мужчины не плачут 1 сезон роль киллера
|
|
Представил свою смерть и ... умер. Женщины, обиды и потрясения великого Евстигнеева
|
|
|