Мы привыкли видеть советскую эстраду середины прошлого века причесанной, целомудренной, застегнутой на все пуговицы. Кажется, что скандалы и интриги обходили этих людей стороной. Но какой на самом деле была изнанка? В этом попытались разобраться авторы документального фильма Горькие ягоды советской эстрады. Противостояние двух столиц, как оказалось, началось намного раньше жарких футбольных баталий между московским Спартаком и питерским Зенитом. Знаменитую песню Стоят девчонки, написанную в 1966 году, из современных исполнителей не спел разве что только ленивый. Но мало кто помнит, что первой исполнительницей этого хита была ленинградская певица Мария Пахоменко. Эффектная европейская внешность, узнаваемый голос и безупречный вкус - все это сделало певицу звездой номер один в СССР. Пахоменко выпустила рекордное количество пластинок - больше двух с половиной миллионов! Жизнь казалась Марии и ее мужу композитору Александру Колкеру сказкой. В 1971 году в министерстве культуры СССР подыскивали артиста для участия в конкурсе Золотой Орфей, который проводился в Болгарии. Ленинград, вспомнив все заслуги Пахоменко, выставил ее кандидатуру. Но у Москвы были свои амбиции и свой список кандидатов. Певице позвонили из столицы и открытым текстом просили отказаться от участия в конкурсе добровольно. Она не согласилась. И выбор пришлось делать министру культуры Фурцевой лично. Мало кто в московских министерских кабинетах желал Пахоменко победы, но она вернулась с главным призом конкурса. В газете Советская культура Пахоменко посвятили один сухой абзац. А вместо почестей… перестали ее приглашать в Москву вообще и на телевидение в частности. Но отказавшись от Пахоменко, Москва не собиралась отказываться от ее образа. Так на советской сцене появилась Валентина Толкунова. Такой же хвост волос или коса, такие же бусы, практически тот же образ! И было у Толкуновой одно преимущество перед Пахоменко: ее репертуар не только лирический, но и патриотический - лучший пропуск на советский голубой экран. С середины 70-х Мария все реже появлялась на экранах центрального телевидения. Да и ставить в один телевизионный концерт Толкунову и Пахоменко с точки зрения редакторов было нерационально. Для Толкуновой стали работать самые лучшие и известные композиторы страны. Может быть, золотой век Марии Пахоменко был бы куда длинней, умей она постоять за свои творческие амбиции. Но ее характер не был бойцовским. Просить она не умела, с полезными людьми не дружила. Как закатилась ее звезда? Смирилась ли она с судьбой? Ради чего в последние годы жизни ее дочь прятала Марию от отца? Узнаете из фильма. Не меньшие конфликты, рассказывают авторы фильма, происходили на эстраде и у народниц, главными из которых были величавая Людмила Зыкина, суровая Ольга Воронец и молодая Александра Стрельченко. Огромная территория СССР разводила главных народниц страны. Зрителей хватало всем. Другое дело - сборные концерты, особенно если они устраивались для партноменклатуры и транслировались по телевидению. Показателем самого высокого статуса для эстрадного исполнителя считалось открывать или закрывать концерт. Статус Зыкиной был столь высок, что в любом концерте за ней было закреплено негласное право закрывать представление… В 2015 году Александра Стрельченко перенесла инсульт, вследствие которого певица почти не выходит из дома. Своих детей у нее нет, и поэтому ученики не только продолжают дело своего педагога, но и помогают ей справиться с недугами… Кому перешли дорогу любимая миллионами певица Александра Стрельченко и ее муж-продюсер? Кто довел Галину Ненашеву до нервного срыва? Почему одним достались, как пелось в известной песне, только горькие ягоды, а других судьба баловала сладкой жизнью десятилетиями - например, Эдиту Пьеху? Она впервые вышла на профессиональную сцену в 1955 году. А карьера Эдиты Станиславовны - официально самая продолжительная в нашем шоу-бизнесе. В 2017 году она пела на своем восьмидесятилетнем юбилее, так что в профессии Пьеха шестьдесят два года. В нее влюблялись самые известные люди страны. Но за долгую жизнь Эдита Станиславовна привыкла в своих рассказах опускать имена и фамилии. За десятилетия певческой вахты она поняла, что время всегда всех рассудит по справедливости. А еще, что никогда нельзя сдаваться - только в этом залог долгой, успешной карьеры
Год создания фильма: 2017
Жанр фильма: Документальные, , биография, Режиссер фильма: Филипп Сурков, ,
ВИДЕО: Горькие ягоды советской эстрады
|
Горькие ягоды советской эстрады
|
|
Ольга Воронец Сладка ягода из к/ф Любовь земная (1975)
|
|
Горькие слёзы советских комедий | Центральное телевидение
|
|
Горькие слёзы советских комедий
|
|
|