Красная Пасха смотрите на ТВ
|
Телеканал: НТВ в 17:20 1.05.2016 |
Документальный фильм Алексея Пивоварова и Ольги Беловой посвящён истории главного церковного праздника - Пасхи - и традициям, связанным с ним в России. Готовясь к съёмкам, авторы фильма ознакомились с бесчисленным количеством исторических документов, дневников, побывали в монастырях, храмах, архивах, на сельских погостах в разных уголках нашей страны, поговорили со священниками, простыми верующими, учёными - очевидцами того, как в разное время менялось отношение к празднованию Пасхи в нашей стране. Судьба православной Пасхи непроста и интересна. Как известно, дореволюционная Пасха была одним из главных праздников в городе и главным на селе. После же революции религиозные настроения сначала преследовались, потом высмеивались. Борьба с религией быстро стала кровавой: священников арестовывали и расстреливали, приходы разгоняли, а храмы один за другим превращали в амбары, мастерские и, в конце концов, в руины. Взамен старых большевики предложили новые праздники и ценности. Стояла задача - не просто запретить праздник, а переучить празднующих. И очевидной альтернативой Пасхе стал праздник Первомая - День международной солидарности трудящихся. Из фильма Красная Пасха зрители узнают, например, как накануне Пасхи на улицах городов и деревень дежурили комсомольские патрули, от которых, словно в шпионских романах, нужно было отрываться поодиночке, как сельским батюшкам приходилось быть конспирологами - они до последнего момента скрывали, в чьем доме будет проходить праздничное богослужение... Отдельная глава фильма посвящена празднованию Пасхи в годы Великой Отечественной войны. Антирелигиозная пропаганда в то время была практически свёрнута. И уже в апреле 1942 года в крупных городах страны было разрешено совершать Пасхальный крестный ход вокруг храмов с зажженными свечами, а в Ленинграде в пасхальную ночь был отменён комендантский час, и многие верующие вместо куличей освящали куски блокадного хлеба... Во времена Хрущёва закрытие и разрушение храмов возобновилось с новой силой, и нормально проводить пасхальную службу было невозможно. В 70-е годы партия и правительство, пытаясь отвлечь население от православного праздника, прибегали даже к, казалось бы, чуждым западным ценностям - так, например, по ЦТ в пасхальную ночь показывали музыкальное шоу Мелодии и ритмы зарубежной эстрады. Программа пользовалась феноменальным успехом, но празднование Пасхи всё-таки вытеснить не могла. А Великий пост, например, в те времена зачастую маскировался под весеннюю диету.
Подробная информация. Ольга Белова: Для меня это первый опыт участия в документальном проекте, и я рада, что это произошло с такой важной и очень интересной для меня темой. В процессе подготовки фильма мы снимали в разрушенных церквях, в заброшенных деревнях, на старых кладбищах. И когда узнаешь историю своей страны не просто по архивам, а видишь все это вживую, понимаешь, какая чудовищная, бесчеловечная махина как катком прошлась по нашей стране, по судьбам людей... Восхищаюсь героями фильма, которые в самые сложные времена не только сумели выжить, но и не сломались и сохранили свою веру, несмотря на все запреты, риск и угрозы репрессий Алексей Пивоваров: По мере погружения в материал мне становилось всё интереснее и интереснее работать над фильмом. Тема Пасхи и традиций, связанных с её празднованием в нашей стране, стала очень близка мне, так как она напрямую пересекается с темами других моих документальных фильмов - и про раскулачивание, и про войну. Знакомясь с героями, обстоятельствами, эпохами, о которых идёт речь в фильме, я узнал много любопытных бытовых подробностей - например, почему с советских времён принято на Пасху посещать кладбища, хотя это не православная, не христианская традиция. Или о том, как менялось отношение советской власти к Церкви в сталинское время - так, например, в 1948 году в Московской Консерватории был разрешён и проведён концерт Патриаршего хора, который начался с исполнения Гимна Советского Союза. Как в любом документальном кино, самое главное и интересное в нашем фильме - это, безусловно, свидетельства очевидцев - потомков тех людей, которым приходилось отмечать Пасху в непростых условиях и обстоятельствах. Так я с удивлением узнал, что в Советском Союзе существовали тайные монашеские общины. Как всегда в наших фильмах, в Красной Пасхе используется современный визуальный язык - в нём присутствуют реконструкции и графика, что, надеюсь, сделает его интересным не только для верующих и воцерковлённых людей, но и для самой широкой зрительской аудитории.
ВИДЕО: Красная Пасха
|
ПАСХА КРАСНАЯ Аудиокнига 1 часть
|
|
Смертию смерть поправ.Красная Пасха Оптиной #оптина #оптинапустынь
|
|
ПАСХА КРАСНАЯ Аудиокнига 2 часть
|
|
«Красная Пасха» Документальный фильм Алексея Пивоварова и Ольги Беловой
|
|
Красная, кровавая Пасха 1993 года.
|
|
Следующие передачи на канале НТВ в 18:15 01.05.2016
|