Балет - это не только завораживающее зрелище, но и изнурительный каждодневный труд. Быть на сцене под взглядами сотен людей, чувствовать их эмоции и восторг - заветная мечта каждого артиста. Вот и разворачиваются за место под софитами настоящие битвы, плетутся интриги, ломаются судьбы… Весной 1982 года народный артист СССР Марис Лиепа как всегда пришел в свой родной Большой театр, показал пропуск. Вахтер посмотрел на него хмуро и пробурчал: Не велено. Пораженный Лиепа пытался спорить, напомнил о высоком звании, о годах службы… Взгляд вахтера ничуть не изменился: не велено! Отставной чекист отобрал пропуск и выставил народного артиста за дверь… Марис Лиепа проработал в Большом театре более 20 лет. Природа не снабдила его особыми балетными данными - славы и успеха танцовщик добивался изматывающим, маниакальным трудом. Пика карьеры Марис достиг в середине 60-х годов, работая в дуэте с Юрием Григоровичем. Худрук и абсолютный монарх Большого театра создал специально для артиста партию Красса в балете Спартак. Благодаря этой роли звезда Мариса Лиепы поднялась на небывалую высоту. Слава усугубила и без того непростой характер танцора. Он мог устроить скандал практически на ровном месте - вдруг разругаться с коллегами, швырнуть костюм в лицо местной челяди. Однако до поры до времени ему все прощалось. В 70-х отношения между Лиепой и Григоровичем дали трещину. Марису перестали давать главные роли, а те партии, которые предлагал худрук, танцовщик считал неприемлемыми для своего статуса. И тогда Лиепа написал статью в газету Правда, в которой раскритиковал и хореографию Григоровича, и его методы руководства труппой. И вот 28 марта 1982 года на стол художественного руководителя Большого театра Юрия Григоровича ложится письмо за личной подписью министра культуры СССР Петра Демичева. Согласно приказу, Марис Лиепа восстановлен в должности солиста Большого театра! Танцовщик вернулся к роли Красса, публика рукоплескала. Однако бенефис Мариса на этот раз оказался недолгим - спектакль стал последней работой артиста в Большом. В возрасте 45-ти лет Лиепа был отправлен на пенсию. Григорович так и не простил танцовщику ни его выходок, ни злополучной статьи… Непросто приходилось и одной из самых выдающихся балерин двадцатого века - Майе Плисецкой. В феврале 1972 года, чтобы отстоять новый балет Анна по роману Льва Толстого, она вступила в схватку с самим министром культуры СССР Екатериной Фурцевой. Фурцева считала чуть ли не кощунством, что роман Анна Каренина превратили в балет (откуда эта буржуазная эротика? ! Каренина в буквально в неглиже валится на Вронского… Это возмутительно и недостойно советского балета! ). Но Плисецкая сдаваться не собиралась. Она обратилась напрямую к секретарю ЦК, отвечающему за культуру - тому же Петру Демичеву, заручившись при этом поддержкой зампредседателя КГБ Бобкова, который был ее страстным поклонником. В Центральном Комитете партии Майю Плисецкую поддержали. Впрочем, причиной тому стали не только влиятельные покровители, но и огромный международный авторитет: балерина была одним из главных советских брендов. А что стало причиной многолетней вражды между Галиной Улановой и Ольгой Лепешинской? Почему прима-балерина Кировского театра Наталья Макарова сбежала из страны? Как Анастасию Волочкову выживали из Большого театра и что на самом деле стало причиной ее увольнения?
ВИДЕО: Закулисные войны в балете
|
Балетные страсти. Можно ли добиться успеха без закулисных интриг?
|
|
Большие скандалы большого балета | Цискаридзе, Лепешинская, Уланова, Таранда, Плисецкая, Филин
|
|
Эротика, скандалы, стекла в пуантах, бегство из страны. Что творится за кулисами балета
|
|
Танцы любви и смерти. Закулисная жизнь артистов балета
|
|
Закулисный бордель в Большом театре
|
|
|